Исповедь

Как подготовиться к первой исповеди

«Исполнился срок (ожидания пришествия Бога) и приблизилось Царствие Божие (Бог): покайтесь и веруйте (имейте силу от этого) в эту Благую Весть (в это Евангелие)» (Мк.1:15) — с этих удивительных слов началась проповедь Иисуса Христа. Покаяние — величайшее чудо преображения, возможность пересмотреть прошлое и начать новую жизнь, разрушение преграды между Богом и человеком, воздвигнутой грехом — отныне всё это дается даром всякому верующему во Христа.

Что нужно, чтобы покаяться и получить новую жизнь с Богом?

Для начала нужно честно сравнить себя с Божественными заповедями (10 заповедей см. ниже), чтобы узнать свои грехи. Но знание грехов — это еще не покаяние, а только самое его начало. Далее нужно:
• Осознать как плох грех и его последствия
• Отвергнуть все попытки самооправдания и признать свою вину.
• Вспомнить о том, что грех страшен не столько своим безобразием, сколько тем, что он навлекает праведный гнев Бога
• Твердо решить не воевать с Богом своими грехами, т.е больше не грешить. Молиться о прощении и помощи в деле самоисправления.
• Исповедовать грехи перед Богом в присутствии священника в Таинстве Покаяния (Исповеди) — после специальной молитвы Господь Иисус Христос возьмет их на Себя, и вы освободитесь от связывавших вас канатов греха (важно исповедоваться и затем Причащаться после нее, минимум 1 раз в 3 Воскресения — чтобы были силы не грешить и более того, совершенствоваться)
• Если грех привел к ущербу ближнего, нужно постараться еще до Исповеди загладить этот вред (вернуть украденное, помириться с тем, кого обидел и т.п.).
• После — покрывать совершённый грех соответствующей добродетелью.

Исповедь
Исповедь в нашем храме совершается ежедневно, вместе с началом утреннего богослужения (см. расписание ежедневное); за вечерним богослужением накануне Великих и особо чтимых праздников, а также в осенне-зимний период за вечерним богослужением накануне Воскресного дня. Вы также всегда можете договориться со священником об исповеди в другое время. Это особенно актуально, если в данный момент у священника нет возможности уделить вам необходимое время из-за большого количества людей.

Во время исповеди вы должны назвать свои грехи , не вдаваясь в излишние подробности, но и не скрываясь за общими формулами (хорошо написать их в записке, т.к. часто «вылетает из головы» что хотел поисповедовать). На исповеди неуместно рассказывать о чужих грехах, решать какие-либо мирские вопросы, а также пытаться себя оправдать — оправдать нас может только Бог, при условии нашего искреннего покаяния и веры во Христа, спасшего нас Своей Смертью и Воскресением. Ниже приведен краткий список «что такое хорошо и что такое плохо» по-Божьи, а также один из списков современных грехов.

А что если грехов нет?
Этот вопрос может возникать по двум разным причинам. Чаще всего мысль о собственной безгрешности бывает проявлением духовной слепоты и гордыни — молитесь, чтобы Бог избавил вас от этого страшного состояния и дал вам увидеть ваши грехи. Но бывает и так, что человек с Божией помощью исправил свою внешнюю жизнь, покаялся в старых грехах и на данный момент грехов не совершает, но не знает, что делать дальше. Такая внешняя безгрешность, по сути, является нормальным состоянием христианина, однако, это состояние всё же весьма далеко от совершенства. После исправления внешней жизни должен начаться следующий, намного более трудный этап — очищение сердца, результатом чего должна стать совершенная внутренняя чистота и полная свобода от греховных мыслей. Эта чистота и является, в свою очередь, условием для достижения высшей цели нашей жизни — богообщения. «Блаженны чистые сердцем, — говорит Евангелие, — ибо они увидят Бога» (ср.: Мф. 5: 8). Чистота сердца достигается длительной и трудной, но приносящей удивительную радость работой по искоренению в себе греховных привычек и страстей и по насаждению всех добродетелей, в чем да поможет нам Бог.

10 Заповедей и простейшие пояснения к ним

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня

Грехи: атеизм, язычество, суеверия, ереси, магия, астрология, хождение к бабкам и целителям, участие в сектах, участие в нехристианских ритуалах и праздниках, отречение от веры, отчаяние, любовь к вещам или людям больше, чем к Богу

Добродетели: богопознание, вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, молитва, благодарение и славословие Бога, открытое признание своей веры, проповедь истинной веры

2. Не делай себе идола и изображения, не поклоняйся им и не служи им

Грехи: идолопоклонство, ношение амулетов, хранение в доме идолов и языческих изображений, духовное идолопоклонство: чревоугодие, сребролюбие, гордыня и тщеславие

Добродетели: очищение представлений о Боге от всего человеческого, щедрость, пост и воздержание, смирение, делание добра в тайне

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно (впустую)

Грехи: божба, богохульство, кощунство, сквернословие, проклятия, невнимательная молитва, лень к чтению Библии и богопознанию

Добродетели: благоговение, страх Божий, непрестанная память о Боге, изучение Священного Писания

4. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему

Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов, установленных Церковью

Добродетели: соблюдение церковного ритма жизни, постов и праздников, а также домашнего молитвенного правила

5. Почитай отца своего и матерь свою

Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, не почтение к старшим, ругань на священство и власти

Добродетели: почтение к старшим (родителям, учителям, начальству, властям и священству), повиновение им, попечение о них

6. Не убивай

Грехи: убийство (в том числе аборт), самоубийство, вредные привычки, отказ в помощи больному, желание смерти, ненависть, гнев, драки, а также соблазн, т.е. убийство души

Добродетели: кротость, справедливость, милосердие, помощь нуждающимся, любовь к ближним

7. Не прелюбодействуй

Грехи: плотская любовь вне законного брака, супружеские измены, рукоблудие, смотрение непристойных изображений и фильмов, пошлые шутки и разговоры

Добродетели: супружеская любовь и верность, забота о семье, воспитание детей, целомудрие

8. Не воруй

Грехи: грабеж, воровство, присвоение денег или имущества обманом, обвес покупателей, ростовщичество, неисполнение обязанностей по работе, вымогательство, взяточничество

Добродетели: бескорыстие, честность, трудолюбие, милостыня

9. Не произноси на другого ложного свидетельства

Грехи: ложь, клевета, злословие, сплетни, укоры, осуждение

Добродетели: обуздание языка, справедливость, снисходительность, добрый совет

10. Не желай чужого

Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот на людей и на Бога

Добродетели: сорадование (радость о благе ближнего), благодарение Бога за всё

Подготовлено по памятке Миссионерского отдела Московской епархии

Примерная исповедь (список-подсказка для составления собственной исповеди)

к размышлению:
Любовь рождает правила
(как бы получше угодить предмету любви),
но при этом все вместе взятые правила — это не любовь.
Бог заповедал нам полюбить Его и ближнего,
а это через выполнение правил

Исповедуем Господу Богу, во Святой Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу все наши грехи от юности нашей и до настоящего времени, содеянные нами делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствами, вольно или невольно. Почитаем себя недостойными прощения от Бога, но не предаемся отчаянию, возлагаем всю надежду нашу на Божие милосердие и сердечно желаем исправить нашу жизнь.

Согрешили маловерием, сомнением в том, чему учит нас вера Христова, равнодушием к вере, нежеланием уразуметь её и убедиться в ней. Не читали Новый Завет, да и всю Библию и объяснение на нее святых отцов. Согрешили кощунством — легкомысленным высмеиванием истин веры, слов молитвенных и евангельских, обрядов церковных, а также пастырей Церкви и людей благочестивых, называя усердие к молитве, посту и милостыне лицемерием.

Согрешили тем, что не знали Бога — Кто Он, Что Он, не знали Его характер, что Он любит, а что не любит; что Ему нравится, что не нравится — а это знание открыто нам в Святом Евангелии. Не имели к Богу любви, уважения, преданности, надежды, ревности о Его славе. Не имели творческого подхода к выполнению заповедей: как бы получше, да с выдумкой поступить по-Божьи.

Согрешили и больше: презрительными и дерзкими суждениями о вере, о законах и установлениях церковных, например, о посте и богослужении, о почитании святых икон и мощей, о чудесных проявлениях милости Божией или гнева Божия.

Согрешили уклонением от Церкви, считая её ненужной для себя, полагая себя способным к доброй жизни, к достижению спасения без помощи Церкви. Согрешили отречением от веры или сокрытием веры из-за страха, из-за выгоды или по стыду перед людьми. Согрешили ненадеянием на Бога, надеясь больше на себя или на других людей, а иногда на неправду, обман, хитрость, коварство.

Согрешили в счастье неблагодарностью к Богу, подателю счастья, а в несчастье — унынием, малодушием, ропотом на Бога, озлоблением на Него, хульными и дерзкими мыслями о Промысле Божием, отчаянием, желанием смерти себе и своим близким. Забывали мы что у Бога любви, милосердия и справедливости больше, чем всех нас вместе взятых.

Согрешили мы любовью к земным благам, более чем к Творцу, которого должны мы любить больше всего — всею душой, всем сердцем, всем помышлением.

Согрешили забвением Бога и нечувствием страха Божия; забывали, что Бог всё видит и знает, не только дела и слова, но и тайные наши мысли, чувства, желания, планы и что Бог будет судить нас после смерти и на Страшном Суде Своем; оттого и грешили безудержно и дерзко, как будто для нас не будет ни смерти, ни Суда, ни праведного наказания или же награды от Бога.

Зарастали всяческими грехами, пороками, чем притягивали к себе человеконенавистников бесов, а также болезни и несчастья. И вместо того, чтобы обратиться к единственному настоящему Человеколюбцу — Богу, к Его Цекрви и святым Таинствам, чтобы избавится от воздействия демонов, от болезнй и несчастий — обращались к служителям дьявола: экстрасенсам, бабушкам, лекарям, магам, гадалкам, «молитвенникам» и проч., а также пользовались гаданиями и заговорами, а также верили снам, приметам и суевериям. Держали дома всевозможные обереги, изображения языческих богов и домовых, сувениры с изображением мест идолопоклонения и цитами из богомерзких магических книг, или даже саму оккультную литературу и прочее. Сами занимались оккультными практиками, так называемым «снятием порчи и сглаза». И что еще хуже, все это и другим советовали.

Согрешили что вместо молитвы к Богу Творцу всего, отеческая любовь Которого к нам неисчерпаема, и власть Которого выше сильнее всего существующего, — верели астрологии, чем оскобляли Бога отдавшего Сына Своего на смерть за жизнь всего Мира.

Согрешили тем, что если и молились в несчастьях и бедах, то делали это с непостоянством и неверием. Других не просили о молитвенной помощи, и сами боялись прявить любовь — помолится за ближнего: т.е. не радовались с радующимися и не плакали с плачущими.

Согрешили в молитве ленью и непостоянством, или же наоборот — набирали себе моливенное правило без благословения священника. Пропускали молитву утреннюю и вечернюю, пред принятием и после принятии пищи, при начале и окончании всякого дела, не читали Псалтирь. Согрешили в молитве поспешностью, рассеянностью, холодностью и бездушием, лицемерием, молились перед людьми, а не перед Богом. Согрешили немирным настроением при молитве: молились в состоянии раздражения, гнева, зложелательства, осуждения, ропота, непокорности Промыслу Божию, без желания от всего этого избавится с Божией помощью.

Согрешили непосещением богослужения в праздничные и воскресные дни, невниманием к тому, что читается, поётся и совершается в храме за службой, неисполнением или неохотным исполнением церковных обрядов (поклонов, целование креста, Евангелия, икон). Согрешили выходами из храма до окончания службы, ленились слушать проповедь.

Согрешили неуважительным отношением к священникам, указывали что и как им нужно делать, рассказывали на что они имеют право, а на что нет; предъявляли претензии к порядкам в храме. Относились к храму как магазину: я заплатил деньги — теперь делайте как я хочу, а не как заведено Богом в Церкви. Считали себя прихожанами храма, не участвуя ни молитвенно, ни материально в жизни прихода, даже не зная имени священника служащего в храме, не говоря уже об общении в молитве и жизни с настоящими постоянными прихожанами. Говорили что Церковь должна делать, а сами не хотели и делали того.

Тяжко согрешили те, кто верует «по своему», а не как Сам Бог открыл в Господе Иисусе Христе, во Святом Евангелии. Грех не считали грехом, потому пренебрегали установлениями Божими во Святой Церкви и обманывали священников даже на Исповеди, а затем приступали к Святым Таинствам.

Согрешили неблагоговейным, непристойным поведением в храме — мирскими и громкими разговорами, смехом, спорами, ссорами, бранью, толканием и утеснением других богомольцев.

Согрешили в быту несоблюдением праздников, постов и постных дней, несоблюдением духовного поста, то есть не старались освободиться с Божией помощью от своих недостатков, дурных и праздных привычек, не старались исправить свой характер, не понуждали себя к усердному исполнению заповедей Божиих.

Согрешили легкомысленным упоминанием в разговорах имени Божия — клятвой и божбой без крайней необходимости или даже во лжи, а также неисполнением того, что обещали сделать доброго.

Согрешили небрежным и неправильным совершением крестного знамения — от поспешности и невнимания или от дурной привычки. Согрешили небрежным обращением со святыней — с Крестом, Евангелием, иконами, святой водой, просфорами — хранили их в грязи и пыли, допускали их порчу. «Коллекционировали» святыни, а сами ими не пользвались.

Бесчисленны грехи наши и против ближних наших, и в отношении обязанностей наших к самим себе. Вместо любви к ближним, в жизни нашей преобладает себя-любие со всеми губительными плодами его.

Согрешили мы гордостью, самомнением, считая себя лучше других. Тщеславием (т.е., относили к себе похвалу за все дары Божии, полученные нами через родителей и учителей или же в Таинствах Божиих). Согрешили любовию к похвале и почёту от людей больше чем от Бога, само-хвальством, высоко-мерием, неуважением и грубым обращением с людьми, неблагодарностью к тем, кто делает нам добро.

Согрешили любовью покомандовать и на работе и в семье там, где нам не положено: жены командовали мужьями, родители давали свои «безценные» советы женатым детям, и тем разваливали семейное счастье своих детей. Самое малое свое преимущество среди людей использовали для самоутверждения, а не для служения благу ближнего и Святой Церкви.

Согрешили осуждением, осмеянием грехов, недостатков и ошибок наших ближних, злословием, сплетнями, вносили ими раздор в среду наших ближних. Клеветой — несправедливо говорили о людях дурное и для них вредное и опасное. Согрешили беспощадной жестокостью в словах и делах, не боялись унизить, оскорбить, огорчить наших ближних, иногда, быть может, доводили человека до отчаяния. Согрешили бранью, сквернословием, ссорами, проклятиями как других (может быть, даже детей своих), так и себя самого.

Согрешили нетерпением, раздражительностью, гневливостью, неуступчивостью, упрямством, сварливостью, ворчливостью, дерзостью, непослушанием, обидчивостью, злобой, ненавистью, злопамятством, мстительностью, завистью, зложелательством, злорадством;

Согрешили мужья тем, что не познавали Бога от Священного Писания и Святых отцов. От того и не слушались Бога, соотвественно жен и детей своих не вели к Богу, если же и учили благочестию, то делали это сурово. Согрешили жены не слушаясь мужей, и при всех своих «я лучше знаю» постоянно доводили дело до ссор, раздоров, скандалов, раздражения, а как следствие до измен, алкоголизма, наркомании, игромании. Согрешили дети не слушаясь родителей по заповедям Божим, чем сокращали число дней своих на земле и лишали себя земного благополучия. Согрешили работники не слушаясь начальство, горделиво считали себя более умными и достойными должностей, безконенчно осуждая начальство, вместо молитвы за него, чем делали ситуацию еще хуже.

Согрешили вообще непочитанием старших, особенно родителей, нежеланием заботиться о родителях, покоить их старость; или же наоборот, уделяли им больше внимания чем собственным супругам и детям. Согрешили осуждением и осмеянием родителей, грубым и дерзким обращением с ними, редким поминовением их на молитве, как и других близких своих — живых и умерших.

Согрешили сожалением о сделанных добрых делах, уклонением от помощи нуждающимся, немилосердием, безжалостностью к людям бедным, больным, скорбящим. Согрешили безжалостным обращением с животными (морили их голодом, били) или же любили их больше себя самого, и больше людей, и больше Бога.

Согрешили пристрастием, привязанностью к вещам, скупостью, корыстолюбием, любовью к наживе, не боялись пользоваться для своей выгоды чужими несчастьями и общественными бедствиями. Согрешили присвоением чужого имущества: кражами, утаиванием найденного, покупкой и продажей краденного. Согрешили небрежением по отношению к своему и чужому имуществу, невыполнением или небрежным выполнением работы — своих домашних и служебных дел.

Согрешили ложью, сплетнями, притворством, двоедушием, неискренностью в обращении с людьми, лестью, человекоугодием. Согрешили подслушиванием, подглядыванием, чтением чужих писем, разглашением доверенных нам тайн, хитростью, всякой нечестностью. Если видели чужой грех — разглашали его, да еще и приукрашивали, преувеличивали, добавляли свои домыслы, чем лишали человека доброго имени перед людьми.

Согрешили мы леностью, любовью к праздному (т.е. безцельному) провождению времени, празднословием, мечтательностью. Согрешили напротив — чрезмерной любовью к работе, больше чем к Богу и людям.

Согрешили невоздержанием в пищи и питии, многоядением, тайноядением, гурманством, наркоманией, пьянством, курением, кальянокурением.

Согрешили прихотливостью в одежде, излишней заботой о своей наружности, желанием нравиться кому угодно, кроме своей законной половины, оставляя «голодной», чем подвигали к изменам. Согрешили нескромностью, нечистотой, сладострастием в мыслях, чувствах и желаниях, в словах и разговорах, во взорах, в общении, и вообще в употреблнии информации любым путем. Согрешили невоздержанием в супружеских отношениях, когда договорились воздерживаться какой-то срок для поста и молитвы. Согрешили нарушением супружеской верности, блудными падениями, брачным сожительством без церковного благословения, противоестественным удовлетворением полового желания.

Тяжко согрешилии те, кто делал аборты себе или другим, или склонял кого-нибудь к этому великому греху — к детоубийству.

Согрешили плохим воспитанием детей и даже порчей их своим дурным примером, чрезмерной строгостью или, наоборот, слабостью, безнаказанностью; не приучали детей к молитве, послушанию, правдивости, трудолюбию, бережливости, услужливости, не следили за чистотой их поведения.

Согрешили мы тем, что своими словами и поступками соблазняли на грех других людей, а также сам поддавались соблазну на грех от других людей, вместо того, чтобы бороться с грехом. Согрешили нерадением о своём спасении, об угождении Богу, нечувствием своих грехов и своей безответной виновности пред Богом. Согрешили леностью в борьбе с грехом, постоянным отлагательством истинного покаяния и исправления;

Согрешили небрежным приготовлением к Исповеди и Причащению, забывали свои грехи, не умели и не желали припомнить их. К Исповеди и Причащению приступали очень редко (реже чем черз 2 воскресения на третье); неисполнением наложенных на нас епитимий. Согрешили оправданием себя в грехах: вместо осуждения — даже на Исповеди — приуменьшали свои грехи, обвиняли и осуждали ближних наших, указывая чужие грехи вместо своих; сознательно скрывали свои грехи из-за страха или стыда. Приступали к Исповеди и Причащению, не помирившись с теми, кого мы обидели, или не простив, хотя бы мысленно тех, кто нас обидел. Не молились о спасении обидчиков, не благословляли проклинающих нас, не благотворили ненавидящим нас.

Кратко сказать: не любили ни Бога, ни ближнего, а любили свои грехи.

Прости, Господи! Бесчисленные грехи наши! Очисти, обнови и укрепи нас, дабы неуклонно идти нам по пути спасения!

Комментирование запрещено